~*Габриэль*~
10.06.2009 в 06:49
Пишет Тиннаро:

ГОСЫ фс культуры
1. Ед-во мировоззр оснований и сист ценностей античн культуры.
Мировоззр – сист наиб общих предст о мие в целом и месте чка в этом мире / Термином античная культура объединяются культуры Древней Греции и Древнего Рима. Понятие античность (от. лат. - древний) было введено итальянскими гуманистами в эпоху Возрождения. Несмотря на то, что данный период охватывает значительный отрезок времени, в нем прослеживается единый культурный тип (Лосев), категориальное единство. В целом для А.к. характерен рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в тоже время эмоционально - эстетическое его восприятие, строгая логика и индивидуальное своеобразие в решении социально - практических и теоретических проблем.В основании античного представления о мире лежит понятие чувственно-материального космоса, который не имеет ничего, что бы было выше его самого, и поэтому он и есть последний абсолют. В этом внеличностном абсолюте творится все целесообразное и нецелесообразное. При этом все составляющие элементы этого космоса действуют как орудия целого, являясь героическими сущностями Сам космос внеисторичен, его история - постоянное круговращение и возвращение к самому себе. Хаос-Гармония-Хаос - ...Время лишено гомогенности и хронологической последовательности. Мир переживается не в категориях изменения и развития, а как пребывание в покое или вращение по кругу. В развитии культуры Греции выделяют 3 основных периода - доклассический ( III - 1 половина I тыс.н.э.), классический (480 - 323 до.н.э.) и эллинистический (323 -27 до н.э.).Для доклассического периода (минойская и микенская культуры) характерно мифологическое мировоозрение и идущая из него технологическая зависимость индивида от рода. Человек еще не освободился от релишиозного политеистического мировоззрения. Первоначально существовал хаос , из которого выделились земля (Гея) и подземный мир (Тартар), а затем порождено небо (Уран), вторым поколением стали титаны. В религиозных представления большую роль играет мифологема судьбы. Она предзаданна , человек зависим от богов и из этого рождается протест человека, и из этого - стремление утвердить собственное превосходство. Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были распространены мифы о героях. «Агонистика» ( стремление к успеху в спорте, музыке, поэзии) становится важнейшим элементом культуры. Человек сражается за свое достоинство, и хотя боги сильнее его, он сам ответственен за свою судьбу. Герои Гомера рассчитывают на свои силы, которые ведут к славе. Этическая оценка героя исходит из понятия доблести. В период архаики происходит формирование античного полиса - города -государства. Архаическая культура заложила основу для расцвета культуры классической. В классику мифология рассматривается не как абсолютная ценность, а как объект мышления. Идеал человека - свободный гражданин полиса, победитель персидских воин, в котором нравственная красота неотделима от физической. Физическая составляющая человека - его тело занимает одну из важных категорий. Тело становится существенной характеристикой бытия человека., в нем фиксируется пластическая и оптическая законченность, гармоничность. Весь мир измеряется в категории идеальной законченности тела, выраженной в скульптуре. Из этого весь мир (божества, города-государства, герои, мифы, идеи) есть отражение первичной скульптурной интуиции. Из этого проистекает видение в настоящем моменте полноты бытия, завершенного в самом себе и не подверженного развитию.
В период эллинизма происходит переоценка ценностей - потеря гражданами абсолютной свободы рождают новые взаимоотношения с владыкой на основе гарантии безопасности. Появляется ощущение высвобождения стихии, которой нет дела до человека. Измеримость мира человеком заменяется бесчеловечностью реальности. Судьба как фатум заменяется могуществом удачи (богиня Тихэ). Утрачиваются идеалы гражданственности, растут частные интересы. Величие и спокойствие мира теряются, искусство раскрепощает эмоциональный мир личности (расцвет искусства портрета), появляются экстатические формы на грани жизни и смерти. + идея золотого века, который позади, в прошлом. Такое мифопоэтическое и статико-циклическое мировосприятие трансформируется в Риме.
Римская культура (753 г. - 476 г. до н. э.) с ее развитыми представлениями о целесообразности вещей поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона (Римское право), справедливости дополнила греческую культуру с ее стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии. Несмотря на перемственность, у римлян было стойкое скептическое отношение к грекам. На основе греческой школы - новая система ценностей. Продолжается космогоническая нацеленность культуры, тяготение к герметичному пространству ( афины - агора (откр.) Рим - форум (огранич.)) В римском варианте - это направленность Пакс Романа (римский мир) - порядок на освоенных новых территориях. Космос как гармония, заменяется космосом как безопасной ограниченности. Римские историки гораздо более восприимчивы к линейному течению времени. И ход истории осмысляют не с мифопоэтических категориях, а опираясь на определенные исходные моменты действительной истории (основание Рима). Но все таки античный мир не выработал философии истории, выходящей за пределы общеисторического пессимизма, история еще не воспр. как драма - вернее, как трагедия.

2. Картина мира и сист ценностей срвек зап-евр культ.
Средневековье принято называть цивилизацией, возникшей в результате катастрофы, поскольку традиционно ее началом считают смерть римского императора Ромула Августина из-за нашествия варваров в 476 г. Средние века длились вплоть до наступления Нового Времени, и позднее средневековье развивалось одновременно с Возрождением. С.В. и получили свое название как промежуточный этап между античностью и Новым временем, не примечательный как таковой, чтобы заслужить собственное имя. Средневековая культура возникла из синтеза трех культурных традиций: христианство; античность; архаика, пришедшая вместе с варварскими племенами .Многие исследователи недооценивают значение культуры средневековья, оценивают ее как «темную» и «упадническую», тогда как именно в эпоху средневековья происходит зарождение современных наций, становление современных государств, формирование основных европейских языков и культурных ценностей. Бог - являлся высшей ценностью и истиной, вокруг которой группировались все идеи и представления, с которой были соотнесены все культурные и общественные ценности. Поэтому все сферы знания существовали неразрывно и синкретично: Бог - творец всех видимых форм, а такие виды человеческой деятельности как эстетика, философия, экономика и др. только средства постижения божественного разума. Средневековое миросозерцание отличается цельностью, ведь мир есть Творение Бога Единого. Тем не менее средневековая культура полна противоречий и контрастов: вечного и временного, небесного и земного и т.д.
Чтобы адекватно оценить культуру Средневековья, необходимо найти фундаментальные мировоззренческие основания этой культуры, определяющие человеческое сознание и деятельность в рамках этой культуры. Эти универсальные категории пересекаются между собой, образуя «картину мира», ту сетку координат, через которую человек воспринимает действительность. ПРОСТРАНСТВО / ВРЕМЯ / ПРАВО / БОГАТСТВО / ТРУД - но картина мира в ту эпоху не была однородной из-за сословных различий. Обрисуем в общем. ПРОСТРАНСТВО Воспринимается как система топосов, есть значимые, обжитые места, между ними нет ничего. Но эта пустота воспринималась не как хаос, а как потенция обустроенного места. Люди жили общинами, замкнуто, привязано к одному определенному месту, усадьбе, где и занимались натуральным хозяйством. У средневекового человека было особое отношение к земле и природе. Человек не сливается с природой, но и не противопоставляет себя с миром. Человек - мера земли (фут, локоть, пядь): участки измеряют той площадью, какую человек может вспахать за день. Единицы измерения неточны, индивидуальны. Между человеком и миром отсутствует дистанция. Отношения человека к самому себе и другим также тесно связаны с землей, родовым местом. Полное имя человека включало в себя имя собственное и название места откуда он родом - Фома Аквинский. Сословное положение человека тоже зависело от размеров его земельных угодий. Точно также как человек считался образом и подобием Бога, усадьба воспринималась не только как часть, но и как уменьшенная копия Вселенной. Отсюда человек владеет усадьбой на пару с Богом. Человек - микрокосм, мир - макрокосм.Мир распадается на царство земное и небесное. Зримый мир находится в гармонии с невидимым и связан с ним отношением иерархии. Все упорядоченно и символично. Любое явление можно понимать как буквально, так и находить в нем глубинные смыслы, заложенные Богом при творении. Интерпретировать можно в 1). Историческом, 2). Аллегорическом, 3). Топологическом, 4) анагогическом ключе. Мир небесных сущностей более важен - он прорисовывается в мельчайших подробностях - 7 этажей неба. Мир земной видится плоско. «обратная перспектива». Пространство разнородно, индивидуально. ВРЕМЯ - сильно связано с пространством, как и оно разнородно и локально. Тогда еще нет часов, только в 13 веке возникают на городской площади и в монастырях - необходимо регулировать время службы. Средневековый человек привязан к природному времени - цикл дня и ночи, смена времен года; все, что связанно с земледелием. Отсюда цикличность времени, представление о его круговороте. Ценно то, что традиционно, то, что уже когда-то было, а не нововведения.Анализируя средневековый скандинавский эпос, обнаруживаем существование особого эпического времени. Это время событийно, представляет собой цепь героических событий и подвигов. Оно всегда относит себя к прошлому: «вот тогда было время, не то что сейчас». Ведется счет поколений - отцы, деды. Культ предков, который иллюстрирует локальность восприятия и исчисления времени. Могилы дедов, рядом с домом сына и внука - присутствие в одном пространстве сразу трех времен - прошлого, наст., буд..Для того периода вообще характерно пространственное понимание времени. Да и само время можно узнать только по меткам в пространстве - положение солнца на небе. Время конкретно, не точно.
С приходом христианства отношение ко времени немного меняется. Отныне им заведует церковь - год исчисляется христианскими праздниками, которые встают на место языческих. С/х природное цикличное время приобретает некоторую линейную направленность. Теперь время имеет начало (сотворение мира) - кульминацию (Р.Х.) - и конец (Стр. Суд и приход Царства Б.). Каждого Ср.в -го человека преследует мысль, что мир находится в своей завершающей стадии, все идет на убыль, любое изменение приведет к упадку. Ориентация на прошлое - в нем все самое ценное, поэтому можно, не стестняясь все оттуда заимствовать. Ожидание катастрофы - конца Света; но все-таки время прогрессивно, т.к. возможно спасение.
Развитие ремесла, города и промышленности приводит к тому, что отношение Ч. К природе становится более опосредованным (орудия труда), чем раньше. К тому же усложнение процессов производства требует точных и универсальных систем исчисления. Появляются механические часы - предмет, который станет символом Н.В.
Анализируя категории ТРУДА, БОГАТСТВА и СОБСТВЕННОСТИ, мы можем сказать, что эти категории выступают не как самоцель, а лишь как средство для поддержания жизни человека, для утверждения его как полноценного члена коллектива или сословия. ТРУД - удовлетворяет текущие потребности общества, но нет мысли о развитии производительных сил - что от дедов осталось, вот то и хорошо. Просто производство, без тенденции к расширению. БОГАТСТВО используется как знак социальной доблести и средства общения. Благодаря СОБСТВЕННОСТИ было возможным сословное разделение, но она не одобрялась, поскольку связана с корыстью людей. Идеальный мужчина - монах и аскет. Модель мира С.Вк человека соответствовала его ограниченной деятельности на относительно узком пространстве, в непосредственном, неанонимном общении со сравнительно малым количеством людей, прямые контакты, деньги и товар еще не стали универсалным языком общения и власти над людьми


3. Эволюция, сист ценностей и этапы разв евр культ Нвр.
Культура нового времени стала знаменателем одной из ведущих парадигм современности – рационализма (впрочем как и самого феномена современности-модерности), вот уже 400 лет играющего ключевую роль в развитии европейской цивилизации. Корни становления к.Н.В. исследователи связывают с кризисом традиционной культуры и общества. Происходит смена способов экономиеского производства, изменяются социальные отношения и стиль мышления. Новой точкой отсчёта в 16-ом веке становится Реформациия. Провозглашается дух индивидуализма( человек отвечает только перед богом, а не перед церковью, традицией), его активность освобождается от системы посредников феодальной организации, церковной догматики, регулирующей установки мировоззрения. Появление механистической картины мира в 17-ом в. – следующий веха становления к.Н.В. Её разрабатывают Декарт, Лейбниц, Гоббс, Ньютон... Вырабатываются установки нового мировоззрения. Зарождается образ самой классической европейской науки. Новая картина мира становится фундаментом, на который сможет опереться новый тип человека-предпринимателя, новая экономика, новое буржуазное общество (осуществляются буржуазные революции). Выдвинут новый принцип организации Универсума - рацио. Вместо прежнего животворного космоса появляется безжизненная, материальная Природа. Она оказывается образом порядка, царства законов. Это законы детерминизма; материальная, физическая природа качественно едина (не одушевлена), благодаря существованию неделимых элементов ''атомов'', жестко взаимодействующих друг с другом как в механизме (протяженная природа). Мир души (мыслящая природа) и общества, наоборот – противоречив. Страсти и аффекты заслоняют взор разума, делают человека неспособным переносить трудности жизни и плодят их. В сознание вводятся дисциплина и порядок. Ориентир – цельность внутреннего мира, борьба с аффектами и умеренность. Высшая добродетель - это познание законов разума, соответствие принципов жизни принципам разумности в природе. Человек единственное мыслящее существо в мире и единственная ценность. Реальности существует на двух уровнях: ''природа протяженная'', материальная, пассивная и ''природа мыслящая'', душа, активная, преобразующая. В этом контексте слова Декарта: ''мыслю, следовательно, - существую'' означают подлинное существование гарантированное рациональностью. Соотношение природы – это подчинение, управление, преобразование материи посредством оперирования законами необходимыми для её изменения. Методы познания – мат. исчисление, подтверждение экспериментом. Рационалистическая (механ.) картина мира реализуется в культуре Просвещения 18-ого в. Утверждается способ экономического производства на базе вольнонаёмного труда, развиваются тенденции к индустриализации производства и эксплуатации природных ресурсов. Устанавливается модель классической политэкономии: экономическая реальность – то, чем может управлять государство, на основе рестриктивного (накопление) отношения к ресурсам. Социальность мыслится вслед за представителями 17-ого в. как плод общественного договора, сменившего состояние ''войны всех против всех''(Гоббс), не как творение всеблагого, а как естественное право людей равных по закону сосуществовать и конкурировать(Руссо). Природа и общество прозрачны для постороннего наблюдателя и не заинтересованного исследователя. Растет слой буржуа. Изменяются временные и пространственные координаты: пространство не одушевлено и подлежит использованию, время – деньги, такое не мыслимо для традиционного общества, где временем и пространством распоряжается бог. Теперь, бог лишь первопричина, мир действует самостоятельно. Буржуа трудолюбив, бережлив, опрятен, расчётлив, – мир попал в надежные руки. Будущее проецируется, планируется. Заглавная идея Просвещения – воспитание нового человека, живущего сообразно с идеалами разума, в каждом будь ты абориген или император. Идеи Просвещения развивались Локком, Вольтером, Руссо, Дидро, Шиллером, Гёте, Лессингом... Помимо политэкономии развивается история, она обосновывает понятие ''прогресса'', как движение от менее совершенного к более совершенному; устанавливает позиции европоцентризма, эволюционизма. Бурно развиваются естественные науки: физика, естествознание, биология, математика... Через классическую немецкую философию интенции к.Н.В. осущестляются в 19-ом (позитивизм, эволюционизм) и 20-ом вв. Но вместе с благами рационалистическая модернистская картина мира принесла тревоги. Теневая сторона общественной нормы разума – отчуждение. Оказалось, сотворённая человеком рациональным реальность существует независимо от его воли, по принципам далеко не всегда рациональным. Мало того, человек зависим от неё. Замечено это было еще романтиками на рубеже 18-ого и 19-ого вв. Романтики противопоставили ценностям Просвещения: прогрессу, утилитаризму приведшим к нивелированию индивидуальности; стремление к иррациональному, подлинному бытию с помощью фантазии, раскытия творческого в человеке. Новалис, Гофман, По, Байрон, Шуберт, Вагнер, Делакруа, Тёрнер... – с них началось критическое переосмысление карттины мира Н.В. В этом ответе ещё необходимо упомянуть о худ. стилях сопутствующих развитию идей Н.В. это барокко, классицизм, реализм, и уже упомянутый романтизм.

4. Мировоззр и худ парадигмы культуры 20в.
Это эпоха модернизма как совокупность конкретных направлений и стилей в искусстве (60-70-е годы XIX века (истоки: 1874 г. - импрессионизм; влияние Ф. Ницше) Авангард - термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революционных, бунтарских движений и направлений в культуре ХХ в. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории художественной культуры и отдельных видов искусства. Однако в 20-е гг. Авангард приобрел глобальное значение мощного феномена художественной культуры, охватившего все ее белее или менее значимые стороны и явления. При всем разнообразии явлений, включаемых в понятие Авангард, они имеют общие культурно-исторические корни и многие общие основные характеристики: это реакция художественно-исторического сознания на глобальный перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванный научно-техническим прогрессом ХХ в.Особенности искусства ХХ века:отказ от традиционной системы ценностей, стремление постичь и выразить пустоту, абсурд, иррациональной, «иное» + повышенная философичность, роль рефлексии, концептуальность +особая роль формы, новые принципы художественной образности, стремление к бессознательному формотворчеству + повышенный интерес и мистическому, таинственному + доминанта самовыражения художника, утреждение абсолютного права автора на произвол + стремление к синтезу искусств, создание новых видов искусства стирание граней между утилитарным, эстетическим и художественным Значение Авангарда:показал принципиальную ограниченность форм, средств, способов и типов художественно-эстетического сознания, мышления, выражения довел до логического завершения (часто до абсурда) все основные виды искусства и их методы художественной презентации экспериментально выработал множество новых, нетрадиционных элементов, форм, приемов, подходовспособствовал возникновению и становлению новых (техн.) видов искусства: фотография, кино, телевидение, н музыка Художественная культура ХХ в. не сводится только к Авангарду. В ней определенное место занимают и искусства, продолжающие традиции предшествующей культуры. Однако именно Авангард расшатыванием и разрушением традиционных эстетических норм и принципов открыл путь к переходу художественной культуры в новое качество.Характерной чертой авангардных практик является манифест. Периодизация: ранний Авангард (до 1914г. ХХ в.) - зрелый «высокий Авангард» (1918-45)конец века (постмодерн)
ФУТУРИЗМ - одно из главных направлений в искусстве авангарда начала ХХ в. Наиболее полно реализован в Италии и России. Начался с опубликования в 1909 «Манифеста футуризма» (автор - Маринетти). Всего около 85 манифестов. Как целостное художественно-эстетическое движение завершился с началом войны. Манифест: национализм и шовинизм бунтарско-анархический характер употребление часто поверхностно понятых новейших научно-технических достижений полное отрицание всех духовно-культурных ценностей прошлого + восхищ техники (Кандинск, Каринетти)
ДАДАИЗМ - авангардистское движение в художественной культуре (1916-22). По франц. Dada означает все детское. Дада - это дурачество, публичное выполнение предписаний фальшивой морали. Движение не имело единой программы и единого стилистического выражения. Это было движение молодежи. представляли себя разрушителями и революционерами поэтика грубой механической силыпровокационный пафос нападок на стандарты и обычаи респектабельного общества сатирические пародии на искусство (уничтожение искусства как такового) принцип случайной организации композиций (прием «художественного автоматизма») Балль, М. Дюшан
СЮРРЕАЛИЗМ - направление в литературе и искусстве, возникшее во Франции (1924). Связан с именами А. Бретона и Супо. принимает форму всеобъемлющего протеста против культурных, социальных и политических ценностей сюрреалистический канон: «Любовь, красота, бунт» влияние психоанализа Фрейда и творчества де Сада, соединенных вместе чистый психический автоматизм, выражающий реальное функционирование мысли («автоматическое письмо») стремление увидеть мир незамутненным, чистым разумом, глазами ребенка «черный юмор» помогает отомстить враждебности мира в основе творчества лежит игровое начало (со смертью, с эросом), приводящее в состояние опьянения вводятся новые жанры экспериментального характера (запись сновидений)
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - своеобразный феномен социальной дифференциации современной культуры. Канал трансляции социально значимой информации максимально широким слоям населения. деградация форм традиционной культуры развитие технических средств тиражирования Основные направления: индустрия «субкультуры детства» (детская литература, игрушки, клубы и лагеря) - универсализация воспитания детей массовая общеобразовательная школа - стандартизация знания СМИ - «растолкование» информации, оформление общ. Мнения система идеологии и пропаганды - контроль за ориентациями населения массовая социальная мифология - упрощение ориентаций массовые поит. Движения - вовлечение населения в полит. Акции система организации и стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода, секс-индустрия) - формирование стандартов престижного интереса индустрия досуга (литература, кино, комиксы)
ТОТАЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА - официальная культура тоталитарных режимов (20-30-е и 40-50-е гг.) в СССР, Италии, Германии. преследует цель - консолидация и сплочение нации вокруг властных структур государства консервативна и архаична
фотографическая конкретность религиозный пафос художественно-идеологический проект замещает реальность «верх» и «низ» меняются местами (народные массы «поучали» деятелей культуры) деление на «полезное» и «вредное» искусство
ИСКУССТВО АБСУРДА - направление в литературе.Черты: «новый» подход к вещам - трансформация действительности, неприятие рутинного в жизни, конфронтация с традиционными вкусами. разрушение строгих рамок логики и объективных детерминант. инфантильный взгляд (сбой ритма, нелепое словоупотребление, косноязычие) бессмыслица преодолевает ограниченность разума отказ от причинно-следственного детерминизма явлений Направления:Объединение реального искусства - ОБЭРИУ (1927-1930 гг.): Введенский, Заболоцкий, Хармс, Вагинов.Театр абсурда: Ионеско, Бекет.


5. Сущность культуры как философская проблема
В наши дни резко возрос интерес к теоретическому изучению культуры. Об этом, в частности, свидетельствует возникновение в XX столетии целого ряда научных дисциплин, делающих культуру предметом специального рассмотрения. Особое место среди них заняла культурология. Возникновение наук о культуре свидетельствует, об осознании ее исключительной важности. Стало вполне очевидно, сколь значительную роль играет культура в жизни человека и общества. Обширный материал, накопленный наукой, говорит о том, что культура воздействует на все стороны обшественной жизни. Она во многом определяет динамику и направленность общественных процессов. Осознание роли культуры нанесло удар по концепциям, абсолютизировавшим, например, роль экономического или политического фактора. Выяснилось, что сами экономика и политика во многом определяются особенностями культуры. Одни и те же формы экономической и политической жизни функционируют по-разному в обществах с различным типом культуры. Более того, именно особенности культуры чаще всего порождают те или иные формы экономики или политики. Характером культуры во многом определяется и механизм заимствования конкретным обществом тех или иных форм организации жизни у других обществ. Таким образом, смысл изучения культуры не ограничивается тем, что открывает нечто новое для понимания лишь самой культуры: такое изучение имеет значение для уяснения существа почти всех, или во всяком случае, многих сторон жизни общества. Если мы хотим понять суть общественной жизни, ее направленность и перспективы, мы не можем абстрагироваться от вопросов культуры. Во многих случаях именно через общность культуры то или иное общественное образование приобретает целостность, т.е. из разрозненного собрания людей превращается в единство, обладающее упорядоченной структурой. Рассмотрение общества как целостности, в единстве разнообразных аспектов является одной из задач философии, поэтому обнаружение объединяющей (интегративной) социальной функции культуры стало одним из факторов, вызывающих необходимость философского осмысления культуры. Другим фактором, определившим рост интереса к философским аспектам культуры, является внутренняя связь последней с духовным миром человека. Произведения культуры не являются лишь материальными продуктами, предназначенными для формального, т.е. неосмысленного потребления. Они приобретают значение произведений культурного творчества, если затрагивают духовное бытие человека. Они живут жизнью духа и этим интересны. Поэтому произведения культуры являются главным и едва ли не единственным источником, который позволяет проникнуть во внутренний мир человека и сделать обоснованные обобщения относительно его особенностей. В документах и произведениях культуры, таких, как литературные памятники, живописные полотна, архитектурные сооружения, песни, танцы и многое другое, находит свое выражение жизнь духа в ее волнениях, печалях и радостях, т.е. в непосредственной жизненной данности. В большинстве случаев культура ярко высвечивает экзистенцию человеческого бытия. Нередко культура прямо фиксирует экзистенциальные ситуации — ситуации духовно-нравственного выбора, в которых наиболее полно проявляются особенности «человеческого в человеке». По этим причинам философское понимание человека немыслимо без философского осмысления культуры. Осмысливая культуру, мы создаем основу и предпосылки для философского осмысления человека, способов его отношения к миру, присущих ему ценностей и др. Именно поэтому философия культуры является базой для таких философских течений и подходов, как герменевтика, феноменология, философия языка, философская антропология. Философия культуры, разумеется, сама является частью культуры. Особенность философии культуры состоит, во-первых, в том, что в ней осуществляется рефлексия относительно культуры. Во-вторых, такая рефлексия осуществляется на путях рационально-теоретического мышления. В-третьих, культура осмысливается в ней не в частных своих проявлениях, а как тотальность, как целостность. В-четвертых, философия стремится определить и уяснить смысл и предназначение культуры как тотальности. Наконец, в-пятых, философия культуры ставит вопрос об условиях существования культуры и ее различных форм. Понятие рефлексии фиксирует направленность сознания на самое себя. Рефлексия — это самосознание. Применительно к философии культуры это означает, что она есть самосознание культуры. Для философии культура является предметом изучения и осмысливания. Этим философия отличается от других форм культуры. Действительно, для науки предмет познания — не она сама, а природа; для искусства предмет творческой деятельности — не оно само по себе, а творимый им особый художественно-предметный мир; для политики цель ее устремления — не она сама, а власть и государство; для религии предмет познания и поклонения — опять же не она сама, а Бог. Поскольку задача науки и искусства, политики и религии не состоит в направлении рефлексии на самих себя, в их рамках не ставится вопрос о достижении полного сознания самих себя. Иначе говоря, они уясняют свою сущность, свое место в обществе и культуре лишь в той мере, в какой это необходимо для решения стоящих перед ними задач. Поэтому только будучи постигнуты философски, отдельные формы культуры (наука, искусство, политика, система образования и воспитания, религия и др.) могут стать органическими частями единого целого культуры. Они войдут в целостное (тотальное) «Я» культуры. Так же как человек может вычленить собственное «Я», только направив сознание на самого себя, так и культура определяет свое «Я» через самосознание культуры. Аналогия между познанием человека и познанием культуры позволяет глубже понять последнюю.

URL записи