~*Габриэль*~
10.06.2009 в 06:49
Пишет Тиннаро:

ГОСЫ - эстетика
1. Эстетическое как философская проблема.
Эстетика – наука о неутилитарном, созерцательном или творческом отношении человека к миру. Изучает специфический способ отношения человека к действительности. Эстетическое. Оно означает 1. специфическую реальность; 2. специфическое качество этой реальности; 3. специфическую природу и сущность (внутреннее содержание). Природа эстетического – эстетические явления действительности. Наблюдая предметы, человек может находить в них свойства, называемые эстетическими. Особенности эстетических свойств: 1. это свойства конкретных объектов, следовательноможно гов о их изменчивости, относительности в зависимости от изменений субъекта и объекта; 2. это всегда чувственные свойства, которые реализуются через человеческое восприятие; 3. эстетические свойства даны посредством переживаний, эмоций. Условно эмоции можно разделить на 2 класса: утилитарные и неутилитарные. Эстетические отношения относятся к сферне неутилитарных эмоций.По поводу того, что представляют собой эти свойства существует несколько точек зрения. Вот некоторые из них: 1. натуралистичсекая. Эстетич св-ва являются производным от материальной природы объекта. Я вижу класоту, следовательно она существет в действиетльности. Сознание – лишь фиксатор свойств. Такая линия идёт от Демокрита до наших советских эстетиков. 2. объективно-идеалистическая концепция. Здесь зафиксир дух содержательность эст св-в. Не самт объекти прекрасны, а «божественное» начало в них. Эстетическое относится не к самой вещи, а кеё одухотворённости .Эстетическое – отражение духовного в материальном (Лосев, Кроче). 3 . субъективно-иедеалистическая позиция. (древнегреч ф-я, Кант, современная американская эстетика). Мир не прекрасен и не безобразен сам по себе. Без субъекта объект не несёт никаких свойств. Т.о. в эстетике можно выделить 2 полюса: 1. акцентирует роль объекта и игнорирует субъекта. 2. абсолютизир субъекта и игнорирует объекта. В действительности же эстетическое – особая реальность, которая связ и субъектом и с объектом. Иначек, чем можно объяснить, что миллионы людей испытывают схожие чувства. Когда воспринимают одни и те же произведения искусства или же, если всё зависит от человека, почему тогда существуют отрицательные эстетические свойства?. Поэтому наиболее привлекательной может предстваляться реляционная концепция (восходящая от Сократа), представляющая красоту как феномен встречи объекта и субъекта, их пересечение, отношение.

2. Эстетическое сознание: специфика и структура
Специфика эстетического сознания в том, что оно является восприятием бытия и всех его форм и видов в понятиях эстетики через призму эстетического идеала. Эстетическое сознание каждой эпохи вбирает в себя все существующие в ней рефлексии по поводу прекрасного и искусства. В его состав входят бытующие представления о природе искусства и его языка, художественные вкусы, потребности, идеалы, эстетические концепции, художественные оценки и критерии, формируемые эстетической мыслью.
Первоначальным элементом эстетического сознания является эстетическое чувство. Его можно рассматривать как способность и эмоциональную реакцию индивида, связанную с переживанием от восприятия эстетического предмета. Развитие эстетического чувства приводит к эстетической потребности, т.е. к потребности воспринимать и приумножать прекрасное в жизни. Эстетические чувства и потребности получают выражение в эстетическом вкусе – способности отмечать эстетическую ценность чего-либо.

В полном смысле слова эстетическое сознание – реальность присущая отдельному человеку.
Кроме того, коллективное эстетическое сознание – явление метапсихологическое, над-психологическое. Но когда речь идет об индивидуальном эстетическом сознании, здесь мы впадаем в мыслительное пространство психологии. Ибо индивидуальное эстетическое сознание – это психическая реальность со своими процессами и результатами.
Рассматривая эстетическое сознание, мы имеем дело с эстетической психикой челове-ка. Это особая модальность, которая имеет особую природу, особый способ существова-ния, особую онтологию. Рабочее определение индивидуального эстетического сознания (функциональное понимание): сознание – механизм, способ, орган эстетического освоения мира, то, посредством чего человек включается в эстетическую реальность.
Механизм актуализации эстетической реальности и включения человека в эту реаль-ность – эстетическое сознание.
Этот механизм: 1. обладает целостностью, эстетическое сознание – это система, оно целостно. Эта система включает некие свойства, структуры, функциональное единство.
Природа этого органа: 1. социокультурная природа. У животных этого механизма нет, но это общее основание. Обязательной предпосылкой эстетического сознания является существование системы эстетического отношения. Эстетическое отношение формируется сразу как сложная социокультурная система, в которой выразительные, предметно-знаковые формы существуют вместе с эстетическим сознанием. Эстетическое сознание существует только в рамках этой системы.
XVIII в. понял (начиная с Канта), что эстетическое сознание не врожденное явление. До этого еще считалось, что врожденное. Но эстетическое сознание формируется при-жизненно, посредством включения человека в систему эстетического отношения.
2. деятельностная природа и деятельностный способ существования эстетического сознания. Эстетическое сознание формирует и развивает себя только через эстетическую активность. Эстетическое сознание является не только приобретенным, но и утрачивае-мым.
Эстетическое сознание выражает типичные проявления человеческого духа: духом нельзя запастись впрок, только усилия, активность, поддержанием себя в режиме, в тонусе мы поддерживаем существование культуры. Кто перестает быть эстетически активным, тот под угрозой распада эстетического сознания.
Процесс возникновения эстетического сознания – эстетическая социализация или эстетическое воспитание, цель которого – формирование эстетического сознания.

Структура: Эстетическое сознание это одна из форм общественного сознания, которая отражает чувственно-эмоциональное и интеллектуальное отношение личности к действительности и искусству, ее стремление к гармонии и совершенству. Структура эстетического сознания весьма сложна. Она включает в себя потребностно-мотивационный компонент, эстетическое восприятие, эстетические чувства, вкус, интерес, эстетический идеал, эстетические творческие способности.

3. Осн. Эстетичекие ценности: предметные основания и способы освоения.
Эстетика – наука о неутилитарном, созерцательном или творческом отношении человека к миру. Изучает специфический способ отношения человека к действительности. Ценность можно определить как форму отношения человека к общезначимым образцам культуры и тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее. Сохранять в панмяти прошлое. Ценность проявляет себя прежде всего через оценку. Оценка – форма реакции человека, где ценность себя проявляет. Ценности как правило бимодальны и каждой ценности соответствует своя антиценность. Ценности создают систему координат. Х-ки ценностей:1. они связаны с предметами, но сами не предметны (неокантианцы: ценности значимы, но не существуют так, как вещи); 2. имеют диспозиционные свойства, т.е. находящиеся во взаимодейтсвии. Главной специфической характеристикой эстетической ценности явл её неутилитарность. В чём различие м-у утилитарной и неутилитарной ценностью? 1. утилитарн ценности – ценности материальные по своему основанию, она складываетсф в пространстве м-у бытием и сознанием; 2. эст ценности рождаются в ответ на потребность гармонизации; 3. говоря о духовной ценности, мы гоаорим о бесцельной целесообразности. Конечно, эст ценность имеет цель, но с др, стороны никакой цели у прекрасного, кроме как любования им не сущетсвует. 5. эстетичсекая ценность носит обобщающий характер. Объект всегда конкретен, но ценность носит обобщающий характер. Первая или любимая ценность эстетики 0 это прекрасное. Что подразумевает красота? 1. соразмерность объхекта потребностям и возможностям субъекта; 2. гармония. Прекрасны лишь те объекты, которые гармонично воспринимаются нашим глазом, ухом. 3. свобода Там, где исчезает свобода, исчезает и красота. 4. человечность. Красота благоприятстует развитию человека, полноте его существоания. Н.Г Чернышевский отмечает, что прекрасное должно вызывать в нс чувство светлой радости, напоминать на м о жизни, но жизнь у всех разная, соответственно представление о прекрасном у всех разное. По Гегелю прекрасное – это соответсвие формы и содержания. Функциональный подход считает прекрасным всё совершенное в своём роде и т.д. Возвышенное можно понят как запредельность. Имея дело с возвышенным, человек попадает в зону за пределами своих обычных возможностей. Если, имея дело с прекрасным, мы меряем мир собой, то когда мы сталкиваемся с возвышенным, мир меряет нас.

4. Проблема сущности искусства (в истории и современности).
Искусство- форма освоения человеком мира, в которой опыт жизни людей закрепляется, транслируется, обновляется в образах самой этой жизни, в образах человеческих помыслов устремлений, переживаний. . Определение сущности ис-ва на протяжении истории претерпевает изменения, и до наст t. не м.б. закреплено однозначно, им. поэтому явл. проблемой.
В ант-ти термин-м «и» обзнач. всю широкую сферу искусной практической и теоретической деят-ти, кот. треб. опред. практич. навыков, обучения, умения. В разряд ис-ва попадали и типичн. ремесла (плотницк. дело, гонч-е пр-во), науки (арифметика, диалектика) и то, что новоевроп-я эст-ка отнесла к и., т.е. «изящные искусства» (поэзия, драматургия, арх-ра, живопись), ис-ва как концентрир. выраж-е эстет. опыта. Античность видела происх-е ис-ва, божественном. Счит, что поэты, муз-ты, танцоры получ свои знания непоср. в энтузиастическом (энтуз-м - божественное воодуш-е, ниспосланное свыше) экстазе непоср. от дочерей Зевса – муз Аристотель относил и. (равно творчество-poiesis) к чел. разуму, складу души, «истинному суждению», напр. на созд-е того, чего еще нет, что не может возникнуть естественным путем: «это некий причастный к истинному суждению склад души, предполаг. тв-во». Призв-я и. равноценны природным объектам. Трактат Ар-ля «Об ис-ве поэзии» посвящ. осн. принципу и.-подражанию (мимесис). По миметическому признаку Ар-ль различал ис-ва на созидающие некие новые вещи в дополнение к природным или подражающие уже существующим в природе вещам. . Худ. тв-во: переход материи в форму и формы в материю. Согл. Аристотелю, все, что созд-ся ис-вом, возник-т из соотнесения материи с формой, кот. содерж. в душе чк. Форма не творима, она лишь реализуется в материале. Творч. деят-ть – реализация того, что наличествует в душе чк. Худ-к не творит новых форм и не создает ничего нов., чего не было бы в природе. Он т. умело сочетает форму, хранящ-ся в его душе с материей. Христ к-ра в понимании сущ-ти ис-ва опир. на теории антич-х авторов. С эпохи Возрождения ис-во нач. отл-ть от науки и ремесла и усматривают в качестве его сущности его эстет. специфику. В спец класс выдел ис-ва, цель кот. изображение или созд-е прекрасного, возбужд-е эмоц впечатл-я, т.е. выражение невербализ. эстет. опыта. К сер. 18в такое понимание ис-ва закрепл. термином «изящные ис-ва»(музыка, поэзия, живопись,скульптура )– т.е. акцент нач. ставиться на неутилитарности, ортениация на прекрасное и возвышенное и эстетическое наслаждение).
Кант усматривает сущность иск-ва как занятие, кот. приятно само по себе, сранив-т ис-во с игрой. Цель кот.- чув-во удовольствия и специфич. познание, скорее прозрение – ис-во как откровение.
Гегель критиковал упрощенное понимание миметического принципа ис-ва как подражание видимым формам реальной дейст-ти. Г. в качестве важней-й предмета выдвигал идеал. Диалектич. хар-р природы идеала: прекрасин тот предмет, в котором форма соответствует содержанию. Марксизм определяет сущность ис-ва как форму общественного сознания, кот. отражает общ. бытие и его классовую сущ-ть. И. появл. в рез-те опред. соц потребности.(опред. сущ-ти И. в социологич-м ключе – социолог. концепция).
М выделить след. трактовки сущ-ти И.: (по А.Ф.Еремееву, «Границы иск-ва»)
Гносеологическая: Идея И., достоверно познающего R(И.-зеркало). Аристотель,Гегель(И.-непоср. созерц. истины), Черныш-й. И. раскрываеи О-ю сущ-ть чк в его дух стан-и. В данной тракт-ке не раскрыв-ся. сущ-ть ис-ва, нго отл-е от нк и фс.
Деятельностная: И. –единство 4-х видов деят-ти: преобразовательной, познав-й, ценностно-ориентац-й, коммуникативн. Продуктивно-творч. хар-р худ.деят-ти: восприятие, осмысление, интерпрет-я. По Еремееву, здесь не вскрыв-ся специфики ис-ва. Еще одна попытка опред-ть сущ-ть И. ч/з один абсолютизир-й признак.
Аксиологическая: И. представляет собой духовно-ценностный синтез в конкр. об-ве, оно выполн-т f-ю транслирования ценн-го отношения к действительности.
Феноменологическая: И. моделирует особую реальность, некую феноменологич. данность, кот. восприн с пом-ю воображения и переживания. И. моделирует поток опред. видимостей сознания, кот. несет в себе дух.ценностную информацию.
На рубеже 19-20вв нач развив. отдельн. дисциплины, посвящ ис-ву: психология И., социология И, семиотика И., в рез-те из поля зрения выпад. эстеитч. ядро ис-ва, что привело во 2-й половине 20в, к полному размыванию границ И как худ.-эстет. феномена. Этому спос-ло появление ряда новых
Ис-в, осн-х на достижении новейшей техники: фотографии, кино, дизайна, видеоклипа.
На сегодн. день в культуре сформиров-сь полисемантичное многоуровневое смысловое поле фс. И-ва, включ-й. общий для европ-й к-ры комплекс сущнос-х хар-к ис-ва, и множ-во частных пониманий, противополож-х друг другу, но в целом укладыв-ся в классич-ю европейскую фс. И.


5. Художественный образ. Структура и функции.
Образ – форма отражения и освоения человеком объектов мира. Худ. образ – это идеальная форма, структура, кот. живет в сознании. ХО не тождественен произведению искусства. Прежде всего важно понимание ХО как специфически идеального пространства, через которое существует несводимая к каким-либо другим образованиям худ. Информация, которая всегда носит предметно-ценностный характер. ХО – это любое явление творчески воссозданное в художественном произведении. С помощью художественного образа обыденность трансформируется в художественную реальность. С помощиью художественного образа в произведении искусства воссоздаётся особая действительность, каждый элемент которой не случаен и несёт определённую смысловую нагрузку., в этом смысле всякий художественный образ выступает в качестве носителя определенной ценностно-смысловой информации. Худ образ создается на основе одного из средств: изображение, звук, языковая среда, тем не менее, для полного воссоздания в сознании воспринимающего образа, который изображён в произведении, необходима способность к фантазии, именно поэтому, художественные образы всегда воспринимаются индивидуально. Неразрывная связь художественного смысла с материальным, чувственным воплощением отличает художественный образ от научного понятия, абстрактной мысли. Они целиком идеальной природы, и поэтому могут быть обозначены разными материальными способами. Художественный образ коммуникативен по своей природе. Его смысл, составляющий содержание художественного образа, создается художником в расчете на то, что он будет передан, доступен другим. Материальная чувственно-воспринимаемая форма (зрительная и звуковая) предоставляет такую возможность и выступает в функции знака. Под знаком понимается любое материальное явление, создаваемое или используемое с целью передать с его помощью какую-либо информацию. Особенностью художественных знаков является то, что независимо от того, что они изображают, выражают или обозначают, они сами по себе всегда должны вызывать у воспринимающего эстетическое наслаждение. В эстетике 20 века существовало 2 крайности: 1. абсолютизация гносеологического подхода к понятию образ. Это означает, что искусство должно быть максимально точно приближенным к действительности; 2. восприятие образа как преобразованного восприятием и фантазией художника «слепка» действительности. Образ имеет дело и ценностной реальностью, поэтому задача образа – трансформация действительности с целью максимальной духовной выразительности. Гл ф-ция ХО – воссоздание, обобщение, осмысление и внедрение в сознание людей духовно-ценностного богатства действительности. Структура, вероятно, форма и содержание. В «Поэтике» Аристотеля образ-троп возникает как неточное преувеличенное, преуменьшенное или измененное, преломленное отражение подлинника природы. В эстетике романтизма подобие и сходство уступают место творческому, субьективному, преображающему началу. В этом смысле бесподобный, ни на кого не похожий, значит, прекрасный. Таково же понимание образа в эстетике авангарда, предпочитающей гиперболу, сдвиг. В 20 в эстетизация безобразного.

6. Искусство и философия, мораль, религия: своеобразие и взаимосвязи.
Искусство- форма освоения человеком мира, в которой опыт жизни людей закрепляется, транслируется, обновляется в образах самой этой жизни, в образах человеческих помыслов устремлений, переживаний. Взаимосвязи м-у искусством, философией и религией не могут быть сведены к какой-либо одной формуле.
Философию можно определить как форму деятельности людей, направленную на осмысление основных форм его бытия, на определение возможностей и границ человеческой самореализации в отношениях людей с природой, культурой, материальными предметами и пр. М-у искусство м и философией существуют сложные отношения. В искусстве и философии мы можем найти схожие цели их существования. И та и другая занимаются поисками предельной сущности бытия, однако философия для этих нужд использует строгий категориальный аппарат, искусство же занимается познанием при помощи сознания художественных образов с беспредельной символикой. Для чтения художественного образа нет алфавита, поэтому образы-метафоры все воспринимают по-своему. Кроме того, и к искусству и к философии не могут быть применены истинностные значения. Вне их самих нет мерила, которым можно было бы их измерить. Ни та, ни другая форма не могут «отвлечься» от автора-творца, приобрести автономное, чисто объективированное существование. Философия и искусство связаны с социальностью, с общественным, публичным существованием человека. В истории философской мысли мы встречаем два противоположных воззрения на соотношение философии и искусства. Рационалистические направления, сближавшие философию с наукой, ставили философию выше искусства. Наиболее ярко такой взгляд выражен Гегелем. По Гегелю, искусство является стадией развертывания Абсолютного Духа, соответствующей в логическом отношении чувственно-наглядному выражению сущности. Гегель усматривал в истории культуры три стадии развития искусства: символическую, когда идея еще не обретает адекватных форм художественного выражения (искусства Древнего Востока); классическую, когда форма и идея достигают полной адекватности (искусство греческой классики) и романтическую, когда духовность перерастает какие-либо формы конкретно чувственного выражения и освобожденный дух рвется в иные формы самопознания – религию и философию (европейское искусство со средних веков и далее). На этом уровне начинается закат искусства, как исчерпавшего свои возможности. Философия является высшей формой самопознания Духа, поскольку в философии сущность его раскрывается в адекватной для себя форме понятия. Эстетика романтизма (расцвет конец XVIII–начало XIX века) явилась своеобразной реакцией на рационализм Просвещения. Его главные теоретики, Шлегель, Шеллинг, Новалис, Шлейермахер и др. осмысливали саму природу как становящееся символическое произведение искусства. Романтики стирали грани между жизнью, философией, религией, искусством. По Шеллингу, Универсум образован в Боге как вечная красота и абсолютное произведение искусства, поэтому в рукотворном искусстве истина являет себя в более полном виде, чем в философии. Таким образом, романтики, подчеркнув приоритет нерациональных, иррациональных способов познания и отношения человека к действительности, считали, что именно искусство имеет преимущества перед наукообразной философией. Н. Бердяев, один из основателей экзистенциальной философии, писал в своей книге «Смысл творчества», что философия ни в каком смысле не есть наука и не должна быть научной, что философия – это искусство, которое принципиально отлично от поэзии, музыки или живописи и является искусством познания. С точки зрения эстетики постмодернизма (Ж. Деррида, Ж. Делёз, Ж. Бодрийар, Ж. Лакан, Ф. Гваттари и др.) искусство находится в одном ряду с другими феноменами культуры. Весь универсум культуры рассматривается как игровой калейдоскоп текстов, смыслов, символов, симулякров. Нет ни истинного, ни ложного, ни прекрасного, ни безобразного, ни трагического, ни комического. Все наличествует во всем в зависимости от установки реципиента или исследователя.
Религия – в самом широком смысле стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом. Религия- это запредельное, она говорит о вещах, кот. сверх наших возможностей. Религия выступает формой общения с абсолютом, а не только человека с миром. Гете: в отличии от религии иск-во не настаивает на толковании своих прдставлений как действительно существующих. В худ. переживании всегда присутствует момент условности, игры. Религиозное переживание гораздо больше регламентировано, оно добивается однозначности в толковании своего содержания, в отличие от искусства. Вместе с тем и в религии, и в иск-ве - много общего. Во-первых, религиозное освоение как и художественное- бескорыстно, неутилитарно. Во-вторых, и та, и др. сферы являются мощными способами гармонизации мира. Церковное искусство (для церковного обихода, службы) всегда несло на себе отпечаток определенного канона.
Мораль – форма общественного сознания, а так же общественный институт, регулирующий отношения и поведение людей в обществе. Мораль, как и искусство тоже явл особым способом освоения мира человеком. В основе их отношения лежит противоречие художественной формы и морально-нравстенного содержания произведений искусства.
Проблему соотношения морали и искусства можно рассмотреть в следующих пунктах:
1. Нравственность искусства (как возможно искусству быть безнравственным, т.е. речь идет о гармонии добра и красоты).
2. С искусства должно быть снято морально-нравственное ограничение. Оно само найдет верный путь.
3. Тенденция к иммаральному искусству, которое хотело бы существовать ради искусства.
Нужно отметить, что при самом благожелательном расположении к морали художник не может восрпиниматься как проводник ее идей.


URL записи